Новостной образовательный портал "Образование сегодня"

ГЛАВНАЯ СПЕЦРЕПОРТАЖ НОВОСТИ СТАТЬИ ЕГЭ/ГИА МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА МЕДИА-ПРОЕКТЫ КОНТАКТЫ  
Образование – тема, актуальная во все времена.
В основу создания нашего портала была положена идея объединения наиболее содержательных и интересных образовательных, научных и информационных ресурсов, статей, видеоматериалов, которые будут помощниками в работе учителей и всех работников сферы образования.
Мы постарались сделать наш новостной образовательный портал максимально информативным и удобным.
Итак, новости в мире образования, статьи, электронная библиотека и многое многое другое, так или иначе относящееся к образованию.
Портал создан при поддержке Ломоносовской школы-пансиона - первой частной школы Раменского района Московской области.
Обучение в Ломоносовской школе-пансионе обеспечивает каждому ученику выбор собственного образовательного маршрута, осознание своих возможностей для достижения желаемого уровня образования.



Главная > Статьи > Технологическая карта...

Технологическая карта урока в 11 гуманитарном классе «Особенности поэтического мира Б.Л.Пастернака»




Технологическая карта урока в 11 гуманитарном классе «Особенности поэтического мира Б.Л.Пастернака»


Учитель: Сафонова Наталья Станиславовна
Тема: Особенности поэтического мира Б.Л.Пастернака

Класс:11 гуманитарный
Предмет: литература

Тип урока: Урок усвоения новых знаний 
Время – 2 часа
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями поэтического мира Б.Л.Пастернака.

Ход урока.
Презентация.

1. Обучающая:  познакомить учащихся с концепцией мироздания поэта, реализацией мировидения  в  темах стихов, в мотивах, в слове.

2. Развивающая: продолжить работу по

  • формированию умений и навыков анализа лирического произведения;
  • по развитию логического аргументированного мышления;
  • по развитию творческого, креативного подхода в интерпретации прочитанного текста;
  • по развитию исследовательских навыков при работе с текстом.

3. Воспитательная:  продолжать актуализировать интерес к словесному самовыражении мастеров литературы как варианту самоопределения в мире; уметь ориентироваться в собственной системе знаний и ценностей: находить ответы на задаваемые вопросы,  используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

 

Формирование УУД

ПРЕДМЕТНЫЕ
УМЕНИЯ

 

Метапредметные

Межпред-
метные

Надпредметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Получить преставление об общей концепции мироздания по Пастернаку и особенностей её реализации в образах стихов, в мотивах, в слове.
ЛИЧНОСТНЫЕ
УМЕНИЯ
Повышение представления о возможности ярко и позитивно выразить себя через слово, оригинальный образ, мотив; проследить способность к самооценке через наблюдение за собственными логическими действиями, речью в работе над каждым этапом урока (лист самооценки предлагается в конце урока).

1.Формирование
измерительных
действий;
2. Установление
причинно-следственных связей;
3. Связывать между собой предметные знания (пр. русский язык и литература, химия и литература, искусство и литература)

1. Ставить вопросы, формулировать задачи, проблемы, проектные задания;
2.Формулировать гипотезы;
3.Выделять главную мысль структурной единицы текста и текста в целом;
4.Понимать инструкции;
5.Создавать проект;
6. Принимать решения в ситуации выбора.

Строитьпродуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать
мысли и оценивать свою и чужую речь; включать в речь приём устного словесного рисования. Использовать при оформлении речевого высказывания приёмы сравнения, анализа, синтеза.
Совершенствование навыков смыслового чтения

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изучаемым произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы, внося необходимые дополнения и изменения на основе адекватного восприятия работы уч-ся в классе. Развитие умения работать в группе.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Основные понятия

Лирика, лирическое стихотворение, художественная деталь,  мироощущение, лирический герой, художественный образ, поэтика текста, сквозной художественный образ, сквозной мотив.

Ресурсы

Художественные тексты, презентация, песни на стихи Б.Л.Пастернака, план анализа лирического текста

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая


Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Основные результаты УУД

Первый урок

  • Оргмомент

Приветствие и введение в урок:

  • О каком поэте начат разговор на прошлом уроке?
  • Какие интересные факты о нём запомнились?
  • Предлагает лист самооценки.

Вспоминают имя Б.Л.Пастернака и интересные факты из его биографии.

Включение в учебный процесс

  • Актуализация учебной деятельности

 

Цель: актуализация знаний

Предлагает стихотворения Б. Пастернака о его соратниках: А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блоке, с целью дать возможность учащимся определить, кому они посвящены, какие черты биографии в текстах и творчества на это указывают.

 

Должны определить, кому посвящены строки Пастернака, какие названные автором черты этих поэтов подчёркнуты. Почему именно эти черты?

Актуализация «старой»  информации с включением новых сведений для дальнейшей мотивации к изучению темы.
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации, извлечение знаково-символических средств, смысловое чтение.
Коммуникативные УУД:
достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД – построение высказывания.

  • Мотивация к учебной деятельности и создание проблемной ситуации

 

Цель: Определение содержательных рамок урока

  • Учитель предлагает стихотворение Б.Пастернака о своём представлении о творчестве «Определение поэзии», не давая названия тексту;
  • Предлагает определить тему урока, его цель и способы достижения этой цели (какие формы работы можно использовать для её достижения);
  • Предлагает определить  «имя» урока (эпиграф) на основе заполненной дома таблицы

 

  • Работа над понятием «художественный образ».

 

 

 

  • Учащиеся определяют, чему посвящён текст Пастернака, какие детали важны в поэтическом труде для автора;
  • Определяют тему, цель урока и формы работы;
  • Предлагает определить  «имя» урока (эпиграф) на основе заполненной дома таблицы: темы лирики и цитаты из стихотворений, раскрывающие эти темы.

 

 

  • Редактирование представлений о понятии «художественный образ».

Познавательные УУД:
Смысловое чтение,
 Работа над редактированием определения художественного образа.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные УУД:
Постановка учебной темы, цели урока и форм работы совместно с учителем.
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы

 

  • Решение проблемы. Групповая /индивидуальная

работа с текстами

Цель: развитие читательских и исследовательских умений для решения проблемы особенностей поэтического мира Б. Пастернака

УРОЧНЫЙ МИНИ-ПРОЕКТ

  • Делит класс на 5 групп, предлагая работу над соответственно 5-ю стихотворениями Пастернака с точки зрения

   - лексики
   - синтаксиса
   - звукописи
   - Рифмовки и строфики
   - морфологии
 выводы по работе записываются в таблицу
Стихотворения:

Стих-е

Образы

Ср-ва
создания

  • Заслушивает результаты

работы, заполнение таблицы (см. приложение);

  •  Участвует в совместных выводах о чертах поэтического мировидения Пастернака.
  • Групповая самостоятельная работа по розданным текстам с записью выводов в таблицу и подготовкой к ответу;
  • Заслушивают ответов других групп и конспектируют  основных выводыв  таблицу;
  • Совместно обсуждают особенных черт поэтического мира Б. Пастернака:

 

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие, использование знаково-символических средств; определение основной и познавательной информации
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества
- разрешение конфликтов
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации 
- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности
Регулятивные УУД: познавательная инициатива;
- планирование, прогнозирование

  • Рефлексия и самооценка
  • Предлагает образы стихотворения Б.Л.Пастернака «Весна» для закрепления выводов
  • Что нового узнали  на уроке?
  • Разрешили ли проблему, поставленную в начале урока
  • Предлагает закончить заполнение листа самооценки
  • Подытоживают наблюдения с помощью образов стихотворения «Весна»
  • Проводят рефлексию и самооценку с помощью предложенных поэтических строчек.

Познавательные УУД: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале ;
- построение речевых высказываний;
- выведение следствий  установление причинно-следственных связей;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Коммуникативные УУД:
Использовать при оформлении речевого высказывания приёмы сравнения, анализа, синтеза.
Совершенствование навыков смыслового чтения
Регулятивные УУД: контроль,  коррекция
Рефлексия способ-ности организовывать собственную деятельность. Про-гнозирование.

  • Домашнее задание
  • Предлагает общее и индивидуальное домашнее задание.
  • Общее:
  • Почему стихотворение Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» считается творческой программой поэта?
  • Как поэтический мир поэта реализуется в любовной лирике («Как казначей последней из планет», «Никого не будет дома», «Любить иных – тяжёлый крест») и лирике с историческим аспектом («Гамлет», «Нобелевская премия»).

Индивидуальное:

  • Отзыв о песнях, положенных на стихи Пастернака;
  • Какие литературоведческие понятия вы бы предложили изучать на примере лирики Пастернака (составить таблицу понятий с примерами)
  • Найти стихи Ахматовой и Цветаевой, посвящённые Пастернаку. Какие ключевые моменты биографии и поэтического мира автора подчёркнуты в них.
  • Записывают домашнее задание, выбирая по желанию индивидуальные задания.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Средства создания поэтического мира Б.Л.Пастернака


Стихотво-
рение

Поэтический
образ

Средства создания поэтического образа

Лексика

Синтаксис

Звукопись

Рифма
и
строфика

Морфология

«Февраль.
Достать чернил и плакать!»

Внешний предметный фон- весенний пейзаж со зрительными подробностями (грачи, проталины). Внутренний ряд – процесс творчества. Единый поток внешнего и внутреннего мира

Весенний пейзаж ориентирован на разные органы чувств.
Неназванный персонаж, ощущение себя внутри движущейся картины.
Олицетворения, сравнения, метафоры – восторженность миром (ключевое слово – «писать навзрыд» - «слагаются стихи навзрыд» - повтор закольцовывает текст.

Изобразитель-ная картина, в которой субъект находится внутри. Односоставные предложения: назывные, безличные в 1-2 строфах, СПП в 3 строфе, ССП в 4-ой строфе. Выделяющееся восклицательное предложение – основная тема – тема творчества, процесс создания стиха.
Изломанный синтаксис

Звон церковных колоколов, скрипение колёс, шум ливня, крик грачей – аллитератция, ассонанс.

Перекрёстная рифма, переносы.
4-х стопный ямб, неточные рифмы.

Обилие глаголов с динамическим действием (11 глаголов), но мир вещей более обилен и конкретен (24 существительных) – динамический акмеизм (детали внешнего и внутреннего мира следуют в едином потоке).
Сравнительные степени прилагательного и наречия усиливают желание писать взахлёб. Цветаева: «Световой ливень Пастернака: «Не Пастернак –младенец, это мир в нём младенец».

«Зеркало»(«В
трюмо
испаряется
чашка
какао…»)

Отражение мира в зеркале во всей предметной его наполненности. Жизнь сада в доме лирического героя. Привычные образы меняются местами.
***Раньше это стихотворение называлось «Я сам», можно сравнить образы с образами ст. «Девочка»

Наряду с конкретной общеупотреб. лексикой есть термины – коллодий (смесь эфира и спирта)- опьяняющий эффект, голвокружение; месмеризм–в конце 18 века часть общества, которое занималась мистицизмом, доказывая, что солнце и луна оказывает влияние на человека, прообраз гипнотизма.
Олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения – завороженность вселенной.
Окказионализм – «нахлынь».

Употребление тире как эмоционального знака, усиленного восклицательным занком. Обилие предложений с однородными членами. Каждая строфа – законченное высказывание

Взаимоперетекание мира природы в мир человека и наоборот сопровождается не только явно обозначенными звуками: шум в стволах, шуршание воды, скачки чижа, но и аллитератциями: «Шуршит вода по ушам», «Чирикнув, на цыпочках скачет чиж», мы будто слышим ломящийся бег сада в трюмо: «дорожкою в сад, в бурелом и хаос к качелям бежит трюмо».

Анапест, переносы, неточная рифмовка

Семантическое ядро


Слово

Количество

 

сад

5

 

трюмо

5

 

бить

3

 

зало

3

 

огромный

3

 

стекло

3

 

тормошиться

3

 

бежать

2

 

все

2

 

дорожка

2

 

залить

2

 

казаться

2

 

качели

2

 

Нет преобладания частей речи, в основном это существительные и глаголы.
О.Э.Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить, обновить лёгкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулёза».

«Июль»(«По
дому
бродит
привиденье…»)

Июль-отпускник-привиденье-домовой-баловник-невежа-дачник-жилец приезжий-нечёсаный растрёпа –призрак-двойник - множественность вариантов состояния влюблённости в лето, в его ветер, в грозу, в цветы

Через нанизывание контекстуальных синонимов создаётся загадка текста – о ком же идёт речь? Приём олицетворения - ключевой, но он как бы стёрт, потому что июль кажется настоящим снимающим дачу на лето отпускником.
Окказионализм – «роздых». Все дела июля – счастье лирического героя, упоённость миром природы.
Сравнения, метафоры, эпитеты

1-ая строфа – 4 простых предложения – своеобразная интрига, начало загадки о домовом, которое потом будем раскрываться от строфы к строфе, а вместе с этим будет меняться и синтаксис: как правило, предложения будут занимать целую строфу.Вопросительное предложение разделяет текст на загадки и ответ к ней. Много уточнений, однородных членов

Звукопись создаёт эффект присутствия при делах июля – шаги на чердаке, проделки ветра (2 и 3 строфы). Ассонанс при описании лопухов, одуванчиков, пуха – не случайно в предпоследней строфе говорится о том.что июль всё говорит вслух.

Ямб, перекрёстная рифмовка, часто – точная рифма

Когда в первой части стихотворения перечисляются дела июля как загадка, употребляется много глаголов, чтобы показать динамичность, буйство, обновление июля как баловника, вихря. Во второй части стихотворения (отгадке) больше существительных, причастий, так как рисуется портрет месяца и чувства. А.Ахматова:«Пастернак, в сущности, навсегда покидает город. Там, в Подмосковье,- встреча с Природой. Природа всю жизнь была его единственной, полноправной Музой, его тайной собеседницей, его невестой. И Возлюбленной, его Женой и Вдовой».

«Как бронзовой
золой
жаровень…»

Мир как тайна, Вселенная как чудо. Восхищение лирического героя этим чудом, открытием, которое явил ему ночной сад

Конкретная вещественная лексика сочетается с отвлечённой лексикой философской семантикой: жуки-миры, вера, лунная межа-обветшало-серый тополь, пруд-тайна, «сад висит постройкой свайной и держит небо пред собой».
Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты – усиливают связь реального мира со вселенским восхищением героя от него.

Первое четверостишие – 2 простых предложения, экспозиция, где рисуется лирический герой, вышедший в ночной сад со свечой, его впечатления от явленного чуда. Следующие 2-е строфы – одно предложение- дорога к чуду открытия в образе ночного сада – Вселенной. Анафора в последней строфе усиливает эффект нанизывания признаков ночного сада.

Звукопись создаёт эффект присутствия среди жужжащих жуков в ночном саду и горения свечи( 1-ая строфа), шелест листьев в последней строфе. Звук передаётся и словом: «Где шепчет яблони прибой».

Ямб, перекрёстная рифмовка

6 глаголов – путь героя, но он растворён в действиях природы, поэтому и существительные, относящиеся к лирическому герою и саду, мешаются. Лирический герой движется, сад как вселенная непоколебим, постоянен и прекрасен – отсюда причастия (расцветшие, неслыханная, явленная).
Слова "сад", "яблоня", "небо" рождают ветхозаветные ассоциации с раем, с библейской историей Адама и Евы.

«Осень» («Я
дал разъехаться
домашним…»)

Любовная лирика. Чувство любви, растворённое в мире природы, о чём говорят образы рассвета, осыпающихся осенних листьев, осеннего шума сочетающиеся с вещественными образами незамысловатого быта влюблённых: книга, вышиванье, платье, халат.

Сочетание милых сердцу лирического героя подробностей любовного быта («я здесь с тобой в сторожке», «мы сядем в час и встанем в третьем, я с книгою, ты с вышиваньем».. с философско вселенскими обобщениями чувства любви, растворённого в природе: «привязанность, влеченье, прелесть! Рассемся в сентябрьском шуме!», «ты так же сбрасываешь платье, как роща сбрасывает листья..», последняя строфа.

Синтаксис соответствует особенностям композиции стиха: от экспозиции 1 строфы – СП с разными видами связи, к завязке действия – 2-ая строфа и 3-я строфа – по 2-а предложения в строфах., а потом по нарастающей страсти – и вся 6-ая строфа – четыре восклицательных предложения. И потом – развязка и философские обобщения с эмоциональными тире в последней строфе.
Анафора «Мы».

Звукопись осеннего шелеста в кульминационной 6-ой строфе, передача с помощью аллитератции действий героев

Ямб, перекрёстная рифмовка

В первой части стихотворения – много наречий обстоятельства действия ( безлюдно. Пустынно, наполовину, откровенно, пышней, бесшабашней. В кульминационной строфе – отвлечённые существительные и глаголы в повелительном наклонении. Во второй части акцент переходит на героиню, восхищение её красотой личными глаголами и существительным –определением. Местоимением «ты». И лишь в последней строфе снова появляется объединяющее местоимение «нас».



Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.


Статьи  /  13 мая 2016 года

Другие посетители сейчас читают:

Сегодня в России отмечается День дошкольного работника
На должности министра образования Сахалина утверждена Наталья Антоновна Мурашова
Консультация родителям "Адаптация ребенка к детскому саду"
Технология проблемного обучения на уроках физики в общеобразовательной школе
Штрихи к портрету поколения-2020
Мэр столицы вдвое повысил размеры грантов лучшим школам
Последний звонок звенит для 17 тысч выпускников архангельских школ
Воспитание трудолюбия у младших школьников
Москвичам дали три варианта единых школьных каникул на выбор
Система деятельности классного руководителя в современной школе

Красной строкой :
28 июня 2017 года
Глава Раменского района А Н.Кулаков вручил золотую медаль выпускнице Ломоносовской школы-пансиона Валерии Шинелис

5 марта 2017 года
Определён порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ в 2017 году

1 декабря 2016 года
Марина Николаевна Салмина, учитель Ломоносовской школы-пансона, успешно выступила на Международной Олимпиаде учителей «Профи-2016» по обществознанию

20 сентября 2016 года
В Раменском районе МО близится к завершению строительство нового здания школы

22 июня 2016 года
Предлагаем вниманию новый фильм об организации детского отдыха и интелектуальных занятий в летнем лагере

29 апреля 2016 года
Тотальный диктант и Ломоносовская школа-пансион

11 апреля 2016 года
Ученица 11 класса Ломоносовской школы-пансиона Мария Муханова второй раз подряд стала победителем Всероссийской олимпиады школьников по литературе!

17 декабря 2015 года
Бал литературных героев в доме Пашкова

29 октября 2015 года
В Раменском районе МО строится новое здание школы

18 мая 2015 года
Учащаяся 10 класса Ломоносовской школы-пансиона Мария Муханова стала победителем Всероссийской Олимпиады школьников

Как вы оцениваете эффективность системы образования?

 Отлично
 Более, чем хорошо
 Хорошо
 Менее, чем хорошо
 Удовлетворительно
 Неудовлетворительно


     
Главная > Статьи > Технологическая карта... XML Sitemap RSS