Новостной образовательный портал "Образование сегодня"

ГЛАВНАЯ СПЕЦРЕПОРТАЖ НОВОСТИ СТАТЬИ ЕГЭ/ГИА МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА МЕДИА-ПРОЕКТЫ КОНТАКТЫ  
Образование – тема, актуальная во все времена.
В основу создания нашего портала была положена идея объединения наиболее содержательных и интересных образовательных, научных и информационных ресурсов, статей, видеоматериалов, которые будут помощниками в работе учителей и всех работников сферы образования.
Мы постарались сделать наш новостной образовательный портал максимально информативным и удобным.
Итак, новости в мире образования, статьи, электронная библиотека и многое многое другое, так или иначе относящееся к образованию.
Портал создан при поддержке Ломоносовской школы-пансиона - первой частной школы Раменского района Московской области.
Обучение в Ломоносовской школе-пансионе обеспечивает каждому ученику выбор собственного образовательного маршрута, осознание своих возможностей для достижения желаемого уровня образования.



Главная > Статьи > К вопросу об этническ...

К вопросу об этнической культуре и формирование этнической толерантности в подростковой среде




Горохова И.В.,
Максимова Е.П.,

Сыкало А.А.
Опубликовано в журнале  Человеческий капитал. – 2015. - № 5. – С. 54-57.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
THE FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF TEENAGERS

Сведения об авторах:
Горохова И.В., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Московского государственного социально-гуманитарного института;
Максимова Е.П., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Московского государственного социально-гуманитарного института;
Сыкало А.А., к.п.н., учитель иностранного языка АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион».
About the authors:
Gorohova I., Ph.D., assistant professor of social pedagogy of the Moscow State Sociо-Humanitarian Institute;
Maximov EP, Ph.D., assistant professor of social pedagogy of Moscow State Sociо-Humanitarian Institute;
Sykalo AA, Ph.D., teacher of foreign languages of ​​secondary school ANO "Lomonosov boarding school."

Аннотация: в статье раскрыто значение понятий «толерантность», «этническая толерантность», обоснована актуальность формирования этнической толерантности в подростковой среде, выявлены особенности этого возрастного периода, даны рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей с подростками в ходе работы по формированию этнической толерантности.
Abstract: The article disclosed the meaning of "tolerance", "ethnic tolerance", the urgency of the formation of ethnic tolerance among teenagers, the peculiarities of this age period, recommendations for the organization of interaction of teachers and parents with teens in the work on the formation of ethnic tolerance.

Ключевые слова: толерантность, этическая толерантность, подростковый возраст.
Key words: tolerance, ethnic tolerance, teenagers.

 Одной из приоритетных позиций российского образования является  его ориентация на общекультурное развитие обучающихся, получившая название «принципа культуросообразности».  Культура стала универсальной моделью развития образования, его актуальным и потенциальным содержанием, средой, питающей личность, пространством её свободного развития. Другими словами, культура в образовании выступает как её содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально – волевого и ценностного отношения к окружающим людям, труду, другим людям и общения (Коджаспирова Г.М.).
Важным «конституирующим элементом культуры», - по выражению Альберта Швейцера, - является этика. В связи с этим, особую важность приобретает этическая культура, которая вбирает в себя благотворные источники этического знания о человеке, которые мы черпаем в трудах выдающихся мыслителей, раскрывших процесс формирования и развития этики как науки, в народной педагогике, вобравшей в себя этическое содержание народных традиций, в нравственном потенциале религиозных учений, в духовном богатстве произведений искусства. Приобщение к этической культуре выливается в процесс активного познания и усвоения  общечеловеческих ценностей, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства и поведения.

Наряду с моральным долгом, честью, достоинством, справедливостью, доверием и милосердием важным компонентом этической культуры является толерантность, которая выступает как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, терпимость (Коджаспирова Г.М.). На значимость этого социо-культурного феномена указывают и разработки отечественных ученых (Байбаков А.М., Чаадаев П.Я., Соловьев С., Толстой Л.Н., Лекторский В.А., и другие) и документы международного уровня. Так в «Декларации принципов толерантности», принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, определено понятие толерантности как:

  • уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
  • отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Таким, образом, толерантность – это, прежде всего, активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность — терпимость. Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из английского «tolerance») — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от исторического опыта. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

  В научной литературе (Бондырев С., Капустин Б., Степанов П.)  рассматривают толерантность,  прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия. Выделяется несколько уровней толерантности, один из которых мы рассмотрим в данной работе. Этнический  уровень - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям.

Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе что-то неприятное; «отношусь толерантно» — сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.

Толерантность выполняет следующие функции:
 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;
 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.

 Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий. 

 Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека.

 Толерантность можно рассматривать как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными.

Толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.

  В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Сейчас очень актуальна проблема формирования толерантности в современном обществе.

Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.

 Именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

 Говоря о концепциях Модернизации Российского образования, следует сказать, что толерантность в школе  формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Рассмотрения толерантности как принципа поведения и деятельности позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. В моральном – это принадлежность к общечеловеческим ценностям, самоопределенность и открытость человека в коммуникационном дискурсе с поиском достижения согласия ненасильственными способами и методами. В правовом – правовая защищенность человека, предоставление каждому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма (интолерантности).

Ситуация социальной нестабильности в период формирования новых жизненно важных ценностей, происходящие макросоциальные изменения в экономике, политике и других сферах жизни повлекли за собой ломку устоявшихся традиционных стереотипов и норм поведения, обусловили чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения, послужили тем психотравмирующим фактором, который привел к деформации миропонимания и миропринятия. Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межэтнических отношениях и способствуют возникновению этноконфликтов, усложняющих обстановку в межэтническом мире.

Стремительное пробуждение этнического самосознания связано со вступлением России на путь демократических преобразований в социально-экономической, политической, идеологической сферах. Данные тенденции не всегда носят позитивно преобразовательный характер: в некоторых случаях наблюдается и культивирование чувства национальной исключительности, проявляющееся в актуализации межэтнического неприятия и напряженностью в межэтническом взаимодействии. В соответствии с этим решение этнических проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества.

Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства.

Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностноразвивающего потенциала, необходимости формирования культуры межнационального общения. Эти идеи находят свое воплощение в работах А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской,  В.А. Кан-Калика, В.Г. Крысько, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.

Следует отметить, что особенно подвержено негативному влиянию нестабильных межэтнических отношений подрастающее поколение, которое представляется наиболее сензитивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Новые типы взросления подростков и более выраженное стремление к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся потребностью в приобщении к изменившемуся этническому пространству. В связи с этим формирование этнической толерантности в подростковом возрасте является основой мирного сосуществования этносов в будущем.

В ходе взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями были выработаны некоторые рекомендации. Так, для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно:

  • знать теоретические основы социальной педагогики и принципы построения воспитательной работы с семьей и в детском коллективе;
  • уметь применять на практике имеющиеся знания;
  • изучить возрастные особенности подростков;
  • владеть методами диагностики оценки личности подростка;
  • провести анализ полученных данных и выработать программу дальнейших действий;
  • определить приоритетные направления деятельности;
  • спланировать систему взаимодействия семьи и школы;
  • отслеживать развитие самообслуживания и занятости школьника;
  • параллельно использовать разные формы работы для организации педагогического просвещения родителей;
  • выстроить взаимодействия с психологической службой через работу постоянно действующего психолого-педагогического консилиума;
  • уметь оценить промежуточные результаты;
  • проанализировать поведение ребенка, и составить программу его коррекции.

Используя данные рекомендации, общего характера каждый социальный педагог сможет выстроить систему взаимодействия с родителями по преодолению подростковой ксенофобии и развитию навыков толерантного поведения подростка с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей его личности.

Рекомендации для родителей будут следующими:
1. Любое поведение, склонное к проявлению ксенофобии имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину интолерантного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на жестокие вспышки ребенка к людям других национальностей. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.
2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.
3. Ксенофобные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев.
4. Ксенофобный ребенок не умеет правильно оценивать и свое состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.
5. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом:

  • Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает.
  • Нарисуйте для подростка «Лист Гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ – пусть разорвет его на мелкие кусочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл.
  • Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше).
  • Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить – подключите его к ремонту, туда, где надо что-нибудь сломать.
  • Чаще всего гнев направлен на человека другой национальности и ли культуры. Покажите подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя так же.

6. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению.

  • Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его жестокость как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое отношение. А, изменив себя, вы тем самым измените и его поведение. Помните, что избавление от агрессивности – долгий путь. Соберите все свое терпение – только так вы сможете помочь своему ребенку.
  • Старайтесь видеть улучшения в том, как сумел справиться со своими эмоциями ваш ребенок. Например, после проявления его гнева, когда все успокоятся, похвалите его за то, что он сделал правильно в момент гнева. Потом, в подходящий момент еще раз вернитесь к этому эпизоду и проговорите, что еще можно было сделать. Тем самым вы способствуете укреплению в ребенке правильных способов выражения отрицательных эмоций.

Главное в общении родителей с ребенком-подростком является поддержка его стремления к социальной роли школьника и социально значимой деятельности. Необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания – родители имеют возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально индивидуализировать процесс воспитания, тем самым, обеспечить благоприятное протекание процесса формирования толерантного поведения у своего ребенка.

           Как показывают результаты проведенного исследования, большинство подростков нейтрально относятся к проживанию на территории России лиц других национальностей, религий и вероисповеданий. Но, кроме того, около 20% учащихся склонны к проявлению ксенофобии и жестокости при взаимодействии с лицами других наций.

Основной причиной проявления ксенофобного поведения служит нарушения семейного воспитания, а также отсутствие со стороны школы программы психолого-педагогического просвещения, которые бы способствовали развитию толерантного поведения.

Наиболее частными проявления ксенофобного поведения являются жестокость и агрессия по отношению к лицам других наций.

Предотвращению и профилактике интолерантного поведения у подростков может способствовать реализация специальной программы организации совместной деятельности социального педагога, педагогов и родителей.

Такая программа может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать формирование навыков овладения толерантным поведением, предупреждения жестокости подростков. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних.

Успешность проявления толерантного поведения в подростковом возрасте выступает одним из факторов преодоления ксенофобии в многонациональной России.

 

Список литературы

  • Акопян С.А. Формирование этнической толерантности в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. социол. наук М., 2004.-20 с.
  • Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений//Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. Воронеж, 2003.
  • Дробижева JI.M. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости//Толерантность и согласие. М., 1999.-С.61-68.
  • для студентов психологических специальностей. М., 2004. - 356 с.
  • Леонтьев А.А. Личность как этническая категория//Советская этнография. 1983. - №3. - С. 35-44.
  • Магомедова Е.В. Формирование толерантности молодежи в современных условиях: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб, 1998. -20 с.
  • Малькова В.К. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. Опыт исследования современной российской прессы: Автореф. дис. д-ра ист. наук. М., 2006. - 34 с.
  • Паина Л.И. Воспитание этнической толерантности у старшеклассников в региональной социокультурной среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2004. - 20 с.
  • Петренко В.Ф. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Изд-во МГУ,2000.-73 с.
  • Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПб. университета, 2005. - 213 с.
  • Солдатова Г.У. Толерантность интолерантность: две категории лиц в межэтническом взаимодействия//Толерантность и согласие. - М.: ИЭА РАН, 1997. - С. 89-204.
  • Швейцер  Альберт. Культура и этика / Альберт Швейцер. – М.: Прогресс, 1973. – С. 69.



Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.


Статьи  /  10 июня 2016 года

Другие посетители сейчас читают:

Разработка модели системы оценивания результатов обучения
В Подмосковье школьников учат управлять уборочной техникой и общаться с коммунальщиками
В Московской области выросло число выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов
Ленинградская область – в тройке лидеров по инновациям в образовании
Детская школа искусств Серпуховского района признана лучшей в Подмосковье
Работники образования Марий Эл получили почетные звания
Аппетит "на пять": чем кормить подростка во время экзаменов
В Ломоносовской школе-пансионе прозвенел первый звонок
Мнение студентов о качестве обучении станет еще одним критерием оценки вузов
Тульская область на модернизацию образования получит более 76 млн рублей

Красной строкой :
23 августа 2018 года
29 августа состоится Общероссийское родительское собрание с участием Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой

26 июня 2018 года
Выпускники Ломоносовской школы-пансиона стали участниками Выпускного Бала 2018

2 июня 2018 года
Состоялось торжественное открытие сезона «ЛИК-2018»

19 марта 2018 года
День Открытых Дверей в Ломоносовской школе-пансион 31 марта 2018 г.

28 июня 2017 года
Глава Раменского района А Н.Кулаков вручил золотую медаль выпускнице Ломоносовской школы-пансиона Валерии Шинелис

5 марта 2017 года
Определён порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ в 2017 году

1 декабря 2016 года
Марина Николаевна Салмина, учитель Ломоносовской школы-пансона, успешно выступила на Международной Олимпиаде учителей «Профи-2016» по обществознанию

20 сентября 2016 года
В Раменском районе МО близится к завершению строительство нового здания школы

22 июня 2016 года
Предлагаем вниманию новый фильм об организации детского отдыха и интелектуальных занятий в летнем лагере

29 апреля 2016 года
Тотальный диктант и Ломоносовская школа-пансион

Как вы оцениваете эффективность системы образования?

 Отлично
 Более, чем хорошо
 Хорошо
 Менее, чем хорошо
 Удовлетворительно
 Неудовлетворительно


     
Главная > Статьи > К вопросу об этническ... XML Sitemap RSS